http://buy-books.ru/img_cache/img002/steichen-wheelbarrow.jpg

Эдвард Стейхен

родился 27 марта 1879 года в Люксембурге. Ему было 18 месяцев, когда его родители эмигрировали в США и поселились в городе Ханкок (штат Мичиган), где отец будущего фотографа устроился работать на медный рудник. Еще в школе Эдвард увлекся рисованием и живописью, а получив аттестат о среднем образовании, несколько лет работал в литографической компании в Милуоки (штат Висконсин), сделав карьеру от подмастерья до дизайнера.

В 1895 году Эдвард Стейхен «просто из любопытства» приобрел фотокамеру. Его первые фотографические опыты трудно было назвать удачными, позже он с улыбкой вспоминал, что из его первой пленки получился один единственный кадр, да и то далеко не шедевр. Отец уговаривал его бросить эту «бесплодную затею», но к счастью для нас молодой человек остался глух к «доводам разума» и к родительским увещеваниям.

В 1890-е годы Стейхен был постоянным посетителем библиотеки, где самостоятельно изучал историю искусства. Его кумирами в то время были английский художник и скульптор, мастер мифологических и аллегорических полотен Джордж Фредерик Уотс, французский живописец, один из основателей импрессионизма Клод Моне, а также английский художник Джеймс Эббот Макнил Уистлер который по праву считается одним из ключевых предшественников импрессионизма и символизма. Молодой человек не пропустил ни одного выпуска журнала Альфреда Стиглица «Camera Notes» выходившего с 1897 по 1903 год. Он открыл для себя пикториализм, понял, что назначение фотографии простирается далеко за простое копирование реальности. Именно тогда начал формироваться стиль раннего Стейхена – размытые силуэты людей, туманные картины городских и природных ландшафтов, неясные как будто невесомые фрагменты.

В 1899 году Эдвард Стейхен послал три снимка на Вторую филадельфийскую выставку пикториальной фотографии. Один из критиков назвал эти работы «ультра экспрессионистическими», но, несмотря на это (а может быть благодаря этому), их приняли. Это был первый успех молодого фотографа и в следующем году он закрепил его, послав три другие работы на фотоконкурс в Чикагский художественный институт. Примерно в это же время он познакомился и стал сотрудничать с Альфредом Стиглицем – воистину ключевой фигурой в истории американской фотографии.

В июле 1900 года Эдвард Стейхен отправился в Европу: сначала в Париж, потом в Лондон. Вместе со своими знаменитыми соотечественниками Элвином Лэнгдоном Кобюрном и Фредериком Холландом Дэем он принял участие в выставке «Новая школа американской фотографии» в Лондоне. Там же молодой человек получил первый заказ на изготовление фотопортрета: его моделью стал уже упоминавшийся английский художник Джордж Фредерик Уотс.

Долгое время Стейхен продолжает совмещать фотографию с живописью, время от времени выставляя свои работы в различных музеях. Видимо иногда он подолгу не брал фотоаппарат в руки; однажды обеспокоенный Стиглиц даже поинтересовался, не собирается ли он забросить фотографию и целиком посвятить себя живописи. «Я всегда буду заниматься фотографией – мне кажется, что для воплощения некоторых идей она подходит лучше, чем любые другие средства художественного самовыражения», – успокоил Стейхен своего старшего коллегу.

К сожалению (может к счастью?) позднее он уничтожил практически все свои картины, так что сейчас нам трудно сказать что-нибудь определенное об их достоинствах и недостатках. И хотя некоторые его работы (например, живописный портрет фотографа Фредерика Холланда Дэя выставленный в Париже в 1901 году) получили лестные отзывы критики, но именно фотография принесла ему известность и средства к существованию.

В 1901 году Стейхен принял участие в выставке американской фотографии в Париже, позднее в этом же году несколько его пейзажей были напечатаны в книге известного художественного критика Чарльза Каффина «Фотография как искусство» («Photography as a Fine Art»). Большую известность принесла молодому фотографу серия портретов «Великие люди» («The Great Men») куда вошли фотографии Фрица Таулова, Альфонса Мухи, Джона П. Моргана, Уинстона Черчилля, Теодора Рузвельта, Мориса Метерлинка, Анри Матисса и многих других художников и артистов, писателей и поэтов, политиков и бизнесменов. Самая известная работа серии – портрет Огюста Родена, который был восторженно принят как художественной критикой, так и самим Роденом. Кстати сказать, фотография была напечатана с двух негативов; в то время Эдвард Стейхен гораздо больше уделял внимания художественной ценности отпечатка, чем документальности. Другая неординарная работа серии – портрет Джорджа Бернарда Шоу. «Снимок нарушал установившиеся правила построения и воспринимался как свежее явление искусства», – писал об этом портрете российский историк фотографии Сергей Александрович Морозов, – «Так фотография приоткрывала свои, ей только свойственные формы выразительности. Приемы, которые через десятки лет станут повсеместно принятыми в "репортажных портретах", во времена молодого Стейхена были новым словом».

http://buy-books.ru/img_cache/img002/steichen-pond-moonlight.jpg

В 1902 году Стейхен принял активное участие в организации Photo-Secession – группы передовых американских фотографов возглавляемых Альфредом Стиглицем. Стейхен разработал дизайн журнала «Camera Work», которому предстояло в течение нескольких лет быть самым популярным фотографическим изданием не только в Америке, но и в Европе.

Pond-MoonlightВ 1904 году Стейхен много экспериментировал с цветной фотографией, он одним из первых американских фотографов использовал автохромирование для производства цветных фотоснимков. С помощью этого революционного в то время метода была сделана фотография «Озеро в лунном свете» («Pond-Moonlight»), которая через 100 с лишним лет (15 февраля 2006 года) будет продана с аукциона за 2,928,000 долларов!

http://buy-books.ru/img_cache/img002/steichen-vogues-15-october-1939.jpg

Существенная перемена в творчестве Стейхена произошла во второй половине 1910-х годов, когда он скинул с себя «оковы пикториализма». Но перед тем как пойти дальше, хочется предложить читателю на время отложить статью и еще раз просмотреть фотографии пикториального периода, особенно «Великих людей». Может быть Стейхена нельзя назвать абсолютным новатором, «первопроходцем пикториализма», но, несомненно, он был одним из лучших представителей этого направления оказавшим глубокое влияние на его дальнейшее развитие.

Его работы

Отредактировано Фотограф (2009-07-17 09:09:48)