http://www.photostart.ru/images/adams-01.jpg

Ансель Адамс

В фотоискусстве, как и в любом другом виде творчества, есть признанные мастера, гуру, одним из которых, несомненно, является фотограф-живописец с мировым именем Ансель Адамс (1902-1984).

Ансель Адамс родился 20 февраля 1902 года в Сан-Франциско. Фотография в жизнь Анселя ворвалась еще тогда, когда он был совсем ребенком. Первопричиной стало понимание того, что мир - это что-то намного большее, чем то, что мы привыкли видеть каждый день. Уже тогда Адамс ощущал, что каждый камень, каждая тропинка нетронутой природы невероятно прекрасны.

Видимо, Анселю Адамсу суждено было стать мастером пейзажной фотографии. Даже по обычаю очень строгий его отец не запрещал мальчику долгих прогулок по нетронутым уголкам природы. Ансель только там мог чувствовать себя умиротворенно.

http://www.photostart.ru/images/adams-05.jpg

Изначально казалось, что призванием Анселя Адамса была музыка. Но когда он уже готовился к обучению на пианиста, стремление увековечивать незыблемость природы вокруг пересилило музыку, и Ансель стал заниматься профессиональной фотографией. Хотя музыкальное образование он все-таки получил, и даже проработал некоторое время преподавателем музыки. Однако к концу 1930-х годов фотография все-таки стала основным занятием Анселя Адамса.

Музыка и фотография объединились в единое целое в этом человеке, он сравнивал негативы с нотами, а отпечатки - с концертами, которые никогда не могут быть абсолютно одинаковыми. Всю свою жизнь Ансель работал над отпечатками с той же тщательностью, с которой оркестры готовятся к очередному исполнению произведения.

Еще в начале своей карьеры фотографа-пейзажиста, когда Ансель в очередной раз пошел снимать в горы и стоял практически над обрывом, он почувствовал некую незавершенность в открывшемся ему пейзаже. Тогда он применил сильный фильтр, практически полностью изменив картину перед ним и направив ее в русло своих ощущений. Небо на полученном снимке стало очень темным, обрыв зиял черной дырой, а светлые участки, которые были еще ярче, смотрелись вообще зловеще на фоне окружающей черноты.

Считается, что этот снимок стал началом концепции Анселя Адамса о том, что фотография - это не то, что видится обычному человеку в реальности, а то, что видит только фотограф, причем каждый по-своему, по-разному. Сам Ансель писал, что когда он смотрит на природу, он практически не видит того, что происходит перед ним, а представляет что-то свое, особенное, и делает снимок того, что видит только он один.

При печати Адамс лично обрабатывал все фотографии, иногда по много часов. Ансель не боялся ретушировать, изменять контрастность, подчеркивать игру света и теней, чтобы полнее отобразить суть снимка.

Чтобы наиболее полно передавать совершенство природы на фотографиях, Адамс придумал свою зональную систему, которая позволяет передать яркость и детали объекта так, как он их видел. Эта система и по сей день применяется фотографами.

Далеко не все признавали и разделяли философию Анселя Адамса. Особо ожесточенные споры велись между ним и не менее известным фотожурналистом Картье-Брессоном. Многие считали, что в момент, когда "мир разваливается на куски, а человечество в кризисе", снимать природу просто недопустимо, необходимо доносить людям то, что происходит в мире. Однако позиция Анселя всегда оставалась непреклонной, а фотожурналистику он считал откровенной пропагандой.

Различались мнения корифеев и в вопросе печати и обработки фотоснимков. В отличие от Адамса, Картье-Бессон считал задачу фотографа законченной после нажатия кнопки затвора, он не печатал свои снимки сам вообще.

Ансель Адамс вдохновил своими работами миллионы фотографов. Его снимками восхищались и восхищаются даже люди, далекие от профессиональной фотографии.

http://www.photostart.ru/images/adams-06.jpg

Говорят, он ходил в горы практически до 80 лет. Но на фотографиях властвовали уже не горы, а в большей степени небо, которое становилось все больше и больше, снижая горизонты, чтобы освободить для себя место…